Автор о MBA

Если у Вас будут вопросы o MBA и учебе в CIIM, я буду рада на них ответить по электронной почте.

МБАДля тех, кто заинтересован в получении степени МВА и ищет подходящую программу и бизнес-школу за рубежом, я помещаю здесь некоторые полезные рекомендации, написанные мной исходя из личного опыта и знаний, приобретенных за пять лет преподавания зарубежом, а также почерпнутых из общения с профессорами и студентами МВА.

Самая первая проблема, встающая перед Вами – как правильно выбрать бизнес-школу и программу? Как проводить поиск и какие критерии использовать? К этим вопросам следует отнестись крайне внимательно и критически. Не следует автоматически полагать, что любая заграничная школа хороша, и что чем больше плата за обучение, тем оно лучше. Это вовсе не так. Не выбирайте первую попавшуюся бизнес-школу, о которой Вы где-то слышали или Вам кто-то рассказал. Проведите самостоятельно тщательный поиск и сравнение различных программ, так как при неправильном выборе Вы не только зря потратите деньги, но что более обидно – несколько лет Вашей жизни пройдут впустую и воспоминание об этом останется с Вами навсегда.

Огромные возможности получения быстрой объективной информации предоставляет в настоящее время Интернет. У любой приличной западной бизнес-школы есть своя страница в сети с подробнейшей информацией как о поступлении, так и о всех сторонах жизни школы. Всю эту информацию стоит подробно изучить. Другим хорошим источником информации служат международные выставки МВА. Здесь однако следует иметь ввиду, что активность участия бизнес-школы в выставке еще не говорит о высоком уровне ее программы. Некоторые престижные школы (как Harvard или MIT) вообще не участвуют в подобных мероприятиях, ибо им просто-напросто не нужна эта дополнительная дорогостоящая реклама. К любой полученной информации относитесь критически. Большую помощь могут оказать специализированные периодические издания. Например, регулярные независимые рейтинги ведущих бизнес-школ публикуют “Maclean’s” и “Businessweek”.

Скорее всего, при проведении первичного поиска программы МВА Вы будете страдать от излишка информации, а не от ее недостатка. Как разобраться во всем этом огромном потоке данных? По каким критериям проводить отбор подходящих бизнес-школ? Я рекомендую обратить внимание на следующие факторы:

- Имеет ли данная программа аккредитацию таких международных организаций как AMBA, EQUIS, EFMD или AACSB? Наличие аккредитации – показатель признания данной программы МВА на мировом уровне и соответственно ее престижности. Самая известная из международных организаций – АМВА (Ассоциация МВА, базированная в Лондоне). У нее строгие критерии отбора программ для аккредитации. Лишь около 5% из существующих в мире 3 тысяч программ МВА прошли ее аккредитацию. Наиболее известной американской организацией является AACSB (American Association of Collegiate Schools of Business). В Европе авторитетом пользуются европейские ассоциации, например, European Foundation for Management Development (EFMD).

- Каков преподавательский состав (faculty) бизнес-школы? Этот вопрос не имеет значения, если Вы выбрали Гарвард или другую подобную школу. Конечно, там все профессора высочайшего класса. Однако обучение в подобной школе не всякий может себе позволить. Если же речь идет о менее известных школах и соответственно о более доступных по цене программах МВА, то тогда этот вопрос приобретает важное значение. Опытный международный преподавательский состав обогащает программу МВА, выводя ее за рамки местной ограниченности, делая ее более универсальной, что опять-таки повышает ее престиж, а значит, и Ваши шансы получить приличную работу после ее завершения. Читая резюме профессоров (которые, безусловно, должны иметь докторскую степень (Ph D) и солидный список публикаций), также обратите внимание, имеется ли у них (помимо академического опыта) опыт в области бизнеса или консультирования бизнеса. Слушать лекции человека, имеющего практические связи с реальным современным бизнесом, намного полезнее и интереснее, чем традиционного академического профессора.

- Как давно основана данная программа? Наличие как минимум 10-летнего опыта функционирования должно быть обязательным критерием.

- Сколько часов суммарно составляют все курсы, входящие в данную программу МВА? Должно быть не менее 600.

- Содействует ли бизнес-школа в продвижении карьеры своих выпускников? Каковы перспективы трудоустройства после завершения данной программы МВА? Существует ли ассоциация выпускников школы и насколько она активна? В какой форме школа поддерживает связь со своими бывшими студентами? Отсутствие контактов между бизнес-школой и выпускниками – существенный негативный фактор, который четко сигнализирует, что студенты недовольны данной программой и что самой школе студенты безразличны. Хорошим признаком является наличие на сайте бизнес-школы информации о продвижении карьеры ее отдельных выпускников, их мнения о школе, или, скажем, перечислены конкретные компании, где работают теперь выпускники бизнес-школы. Обратите внимание на наличие конкретной информации, а не просто общих, многообещающих фраз о хорошей работе, за которыми, возможно, ничего не стоит.

- Какие методы обучения использует бизнес-школа? Применяет ли она такие современные методы как action learning и live projects? Способствует ли она вовлечению студентов в пусть небольшие, но реальные проекты реального бизнеса ?

- Каков уровень гибкости программы (в плане часов занятий, выбора курсов и т.п.)? Можно ли присоединиться к программе, т.е. начать занятия, в любое время в течение года или только в строго определенное время (например, только в октябре)? Какова продолжительность программы: два года или один год? Конечно, наличие высокой гибкости само по себе еще не говорит о высоком качестве, поэтому этот фактор нужно рассматривать в сочетании с другими, более серьезными моментами, однако его присутствие немаловажно, т.к. часто может заметно облегчить Вашу жизнь.

- Какова стоимость программы? В бизнес-школах США плата за программу МВА составляет в районе $12,000 - $30,000 в год (учтите, что большинство американских программ включают два года, а не один). Автоматически считается, что чем выше репутация школы, тем дороже обучение в ней. Однако я бы не стала давать столь однозначный совет: чем дороже программа, тем она лучше. Слишком много факторов вовлечено в понятие ценности программы (value of the MBA) для каждого конкретного индивидуума. Можно в настоящее время найти очень хорошие, качественные программы МВА, которые при этом не являются столь дорогими. Их относительная “дешевизна” объясняется лишь тем, что они находятся за пределами Америки.

- И последний совет: не тратьте время на чтение увлекательных обещаний учебного заведения о богатой культурной жизни ее студентов, ибо ее наличие гарантировано Вам в абсолютно всех зарубежных школах. Будьте уверены, что без насыщенной студенческой жизни Вы не останетесь, однако также будьте уверены, что она вряд ли заинтересует Вашего будущего работодателя, поэтому делайте Ваш выбор на основании иных критериев.

Вторая проблема, которая встанет перед Вами, после того как Вы выбрали хорошую бизнес-школу, - это как в нее поступить ? Как нужно подготовиться, чтобы успешно пройти интервью ?

На этапе подачи заявления на участие в программе МВА помимо заполнения всех официальных форм (что уже само по себе будет делом крайне утомительным и ответственным) я рекомендую написать небольшое эссе (даже если это формально не требуется) о том, зачем Вам МВА. Его написание, во-первых, поможет Вам привести в порядок и четко изложить имеющиеся у Вас мысли по поводу МВА и таким образом заранее подготовиться к предстоящему интервью, на котором Вам обязательно будет задан подобный вопрос. Во-вторых, хорошо написанное эссе, приложенное вместе с заполненным бланком заявления, заранее создаст у приемной комиссии хорошее впечатление о Вас. По признанию директора МВА одной из английских бизнес-школ, самые поразительные эссе ему доводилось получать из Японии. В них содержались потрясающие жизненные истории с глубоким философским смыслом. Примером плохих эссе являются “водянистые” истории о том, что МВА должно помочь Вам найти хорошую работу (эту “великую истину” не хотят от Вас услышать, так как она слишком очевидна), особенно когда это выражено традиционными, избитыми фразами, которые ничего не говорят о Вашей индивидуальной натуре. В качестве примера неудачного интервью, свидетелем которого мне довелось однажды быть, приведу следующее. Потенциального кандидата спрашивают: “Зачем Вам МВА?” Он говорит: “Это поможет мне в работе”. “И все?” “Ну, это главное...” “Так может, тогда Ph D поможет Вам еще больше ?” “Может... Я об этом не думал...”

Итак, что же от Вас, потенциального кандидата на программу МВА, ждут на интервью ? В приличной бизнес-школе, имеющей хорошую репутацию, ждут увидеть в потенциальном студенте прежде всего человека с жизненным опытом и яркой индивидуальностью, который осмысленно пришел к решению получить степень МВА и осознает свои ближайшие жизненные цели. Через эту призму и рассматривают каждого кандидата. На вопрос “Зачем Вам МВА?” ждут более или менее развернутый ответ, раскрывающий индивидуальный выбор человека. Мне трудно дать конкретные рекомендации, ибо у каждого, как очевидно, свои причины. Например, ответ может быть таким: “Моя семья владеет небольшим бизнесом... (дать его краткое описание). Я начал работать в нем ... лет назад, после того, как закончил университет. Мои обязанности следующие: ... Дела идут у нас хорошо, и мой отец думает о расширении, однако для этого ему нужна моя активная помощь в общих вопросах управления. За последние полгода я понял, что моего прежнего образования для этого не хватит. Нужны современные знания в области менеджмента, маркетинга, финансов, рекламы. Поэтому я и решил прийти на МВА.Считаю, что это как раз то, что мне сейчас нужно”.

Продумав ответ на вопрос, почему Вы хотите МВА, далее я рекомендую задуматься над вопросом: “А почему бизнес-школа Вас захочет?” Это на самом деле самое главное, что интересует представителей бизнес-школы, которые проводят интервью. Им, конечно, важна Ваша мотивировка и желание учиться, однако еще важнее для них – что они приобретают, беря Вас на обучение. Бизнес-школе не нужны пассивные кандидаты, или люди без какого-либо практического опыта, или тусклые, невыразительные натуры. Очень часто на интервью кандидатам напрямую задают вопрос: “А каково будет Ваше личное участие, Ваш личный вклад? (What will be your contribution to the class?)”. Многие от этого вопроса теряются, так как просто не думали на эту тему.

Бизнес-школа заинтересована в кандидатах с активной жизненной позицией и широким опытом, которым они готовы поделиться с другими студентами в классе, ибо процесс обучения МВА основан на совместном решении различных бизнес-задач, кейсов, выполнении мини-проектов. Обсуждение в классе между студентами играет огромную роль, поэтому хорошая бизнес-школа очень внимательно относится к отбору кандидатов. Ведь от этого во многом будет зависеть эффективность обучения, удовлетворенность студентов и в итоге репутация бизнес-школы. Таким образом, заранее подумайте, какими талантами/знаниями/опытом, которые могли бы быть интересны и полезны в классе, Вы обладаете и постарайтесь представить их комиссии в самом выигрышном для Вас свете.

Помимо двух вышеперечисленных вопросов, которых задают почти на любом интервью, следует ожидать вопросов, связанных с полученным Вами образованием. Могут попросить назвать Ваш любимый предмет в университете, с его кратким описанием и перечислением книг/учебников по нему. Могут попросить объяснить прежние плохие оценки, если таковые у Вас имеются. Бизнес-школе нужны кандидаты с хорошими оценками, при этом не имеет значения Ваша прежняя квалификация. Талантливого инженера или художника возьмут с большей охотой, чем посредственного бухгалтера.

Успешное прохождение теста GMAT (Graduate Management Admissions Test) требуют во многих, но не во всех, бизнес-школах. Уровень баллов, необходимых для зачисления, может быть различным. Для ведущих программ МВА в США надо набрать не менее 650 баллов. В конце 1990-х гг. средний балл по GMAT среди студентов 25-ти ведущих американских бизнес-школ составлял 667. Его значение постоянно растет. Так, в середине 1990-х гг. этот показатель был равен 649. Обычно рекомендуется пройти специальный курс подготовки к этому тесту (The Princeton Review, Kaplan) и не откладывать сам тест до последнего момента (чтобы в Вашем распоряжении было время попробовать сдать его еще раз – с лучшим результатом). Очень часто школы могут не указывать конкретное число требуемых баллов. Дело в том, что хотя оценки и баллы и играют огромную роль при отборе кандидатов, они не обеспечивают автоматического зачисления. Бизнес-школы главное внимание обращают не на них, а на индивидуальные качества кандидата (способность быть лидером, умение работать в команде, оригинальное мышление, легкость в общении). Поэтому они предпочтут взять активного, интересного кандидата, написавшего хорошее эссе, чем человека “with zero personality”, даже если у него GMAT 720.

Безусловно, Вас спросят о работе. Наличие хотя бы двухгодичного опыта работы является обязательным для большинства бизнес-школ. При этом неважно, чем Вы занимались (работали учителем в школе, были помощником брокера или служили в армии) и насколько успешно (пусть даже у Вас была собственная фирма, которая разорилась). Наличие опыта доказывает понимание Вами реальных проблем реальной жизни, которое понадобится Вам в процессе обучения по программе МВА. Если у Вас нет такого опыта, то самое лучшее – просто подождать с МВА и приобрести этот опыт. Тогда позже на полученную Вами степень Вы будете смотреть совсем по-другому. Конечно, есть бизнес-школы, которые принимают кандидатов и без практического опыта, однако если речь не идет об особых программах (таких как MBA-LL.B., MBA-MSW, MBA-MD), то этот факт должен Вас насторожить, ибо он говорит о низкой репутации бизнес-школы.

Популярным приемом на интервью является предложение кандидату ознакомиться с каким-либо кейсом и высказать свой вариант его решения. Иногда такое задание могут дать вместе нескольким кандидатам, которые должны в присутствии комиссии обсудить кейс. Это достаточно сложное испытание. Каковы критерии его успешного прохождения? Что ожидают от кандидатов? Очевидно, активности, умения логично размышлять, способности применить свой запас знаний для решения конкретной проблемы. Об этом нетрудно догадаться. Представьте себя однако в ситуации, когда Вы прочитали кейс, почти ничего в нем не поняли и совершенно не знаете, что сказать. Что делать?

По этому поводу приходит на память отрывок из книги “Snapshots from Hell. The Making of an MBA” (“Заметки из ада, или как я получил МВА”). В данном отрывке автор книги, Peter Robinson, прошедший двухгодичную программу МВА в Stanford Business School, одной из самых престижных американских бизнес-школ, описывает одно из своих интервью, которое он проходил после завершения первого года обучения, чтобы получить временную летнюю работу. Он выбрал для стажировки одну из крупнейших консалтинговых компаний США – McKinsey. Представитель McKinsey, серьезный мужчина средних лет, вкратце устно описал автору кейс. Речь в нем шла об экспедировании грузов. “Вы знаете, что такое экспедирование грузов?” - спросил он автора. “Н-н-нет... Совершенно не в курсе”, - автор попытался слабо улыбнуться, однако встретил лишь холодный, деловой взгляд представителя McKinsey. Терпеливо объяснив, чем занимается экспедитор грузов, представитель McKinsey продолжил: “Итак, одно агентство, успешно занимавшееся перевозкой партий грузов на протяжении многих десятилетий, вдруг резко, в течение нескольких месяцев, оказалось убыточным. Оно обратилось к McKinsey за советом. Консультанты быстро обнаружили причину. Она заключалась в том, что авиакомпании повысили свои тарифы на перевозку грузов. Почему они это сделали?” Этот вопрос застал автора врасплох. Имея скудные представления о бизнесе экспедирования грузов, о котором он узнал лишь минуту назад, он лихорадочно пытался сообразить, в чем могла быть причина резкого повышения тарифов. “Рост цен на топливо?” - предположил он. “Нет”, - последовал ответ. Что же еще? “И абсолютно все авиакомпании повысили тарифы?” - спросил автор, понимая, что это не самый умный вопрос. “Да”, - утвердительно кивнул представитель McKinsey и к удивлению автора добавил: “Подумайте еще. Вы мыслите в правильном направлении”. На несколько долгих минут наступила тишина. Представитель McKinsey испытующе смотрел на автора и, ничего не дождавшись, не выдержал: “Как насчет спроса и предложения? Дело было в том, что спрос на перевозки грузов резко возрос, а предложение перевозочных мест со стороны авиакомпаний осталось прежним, вот они и повысили тарифы. Разве не логично? Неужели Вы не могли догадаться?” Конечно, логично! Конечно, я мог догадаться! Думал автор в невероятном шоке. Объяснение оказалось столь простым, что он чувствовал себя почти обманутым. Спрос и предложение?! Да ведь этими двумя словами можно объяснить любой кейс по рыночной экономике. Он их не произнес по той простой причине, что был уверен, что от него хотят более глубокого объяснения (а именно, объяснения причины резкого повышения спроса на грузовые перевозки). Весь этот быстрый поток мыслей автора был прерван словами представителя McKinsey: “Извините, но Вы нам не подходите. Пригласите, пожалуйста, следующего кандидата”. Оказавшись за дверью и окончательно осознав свой полный провал, автор ужасно разозлился на самого себя. Как он дальше пишет в своей книге: “И ведь дело было не в том, что я был слишком глуп, чтобы правильно ответить. Дело было в том, что я не понял правил. Я старался найти решение конкретной проблемы, возникшей в отрасли, о которой я ничего не знаю, в то время как от меня лишь требовалось продемонстрировать элементарное знание основ рыночной экономики. Достаточно было бы просто сказать: спрос и предложение!”

Трудно судить, прав был в данном случае автор или нет. Действительно ли было достаточно сказать “спрос и предложение” или представитель McKinsey все же ожидал от него большего? Так или иначе, произнести те два простых слова было бы лучше, чем не сказать ничего. Если Вы оказались в подобной ситуации, то нужно перестать паниковать и вспомнить, что скорее всего от Вас ждут простых, логичных решений, не требующих никаких специальных знаний (например, в области экспедирования экспортно-импортных грузов).

Во многих школах вместо кейсов предпочитают упрощенную процедуру - просто задать кандидату несколько вопросов на разные экономические и политические темы. Их цель – все та же – узнать побольше о кандидате, проверить его кругозор и его умение излагать свою точку зрения.

Желаю Вам удачного интервью!

Завершить мои советы хочу одной практической рекомендацией. Очень хорошую программу МВА – по настоящему мирового класса - предлагает Кипрский международный институт менеджмента (Cyprus International Institute of Management, CIIM), расположенный в городе Никосия (Республика Кипр). Данная бизнес-школа, основанная в 1990 г., имеет аккредитацию крупнейших международных ассоциаций МВА (АМВА и других). В основу ее программы МВА положен модульный принцип (вместо традиционного обучения по семестрам). Изучение предметов по модулям означает, что занятия сконцентрированы в интенсивные блоки продолжительностью 3-5 дней. Т.е вместо того, чтобы изучать финансовый менеджмент в течение семестра (2-3 часа в неделю), Вы пройдете этот предмет за 5 дней, проводя в классе время с 8 утра до 5 вечера. Далее после небольшого перерыва последует другой блок (например, стратегический маркетинг) и т.д. Безусловно, студентам отводится необходимое время для спокойной подготовки к экзаменам по пройденным предметам.

Почему был выбран модульный принцип ? Дело в том, что с самого начала эта бизнес-школа задумывалась как учебное заведение международного класса, в котором бы читали лекции не местные преподаватели, а профессора из известных зарубежных бизнес-школ. Модульный принцип – единственная возможность для них приехать на Кипр, чтобы провести занятия в CIIM, не оставляя своей основной работы. На протяжении первых 10-ти лет директором CIIM был доктор Джим Леонтиадес, ранее преподававший в известной английской Manchester Business School, а до этого в американской Wharton School of Finance. Имея многочисленные личные связи и пользуясь международным авторитетом, он смог привлечь уникальный преподавательский состав для CIIM, который был в дальнейшем обогащен за счет обширных связей нового директора CIIM, занявшего этот пост шесть лет назад. Доктор Теодоре Панайоту, киприот по национальности, большую часть жизни провел в США, преподавал в Гарвардском университете (в качестве Director of the Environment and Sustainable Development Programme at the Centre for International Development). В настоящее время он продолжает частично вести занятия в Гарварде, уезжая на несколько месяцев в году в США, однако основная его деятельность связана с CIIM. Под его руководством данная бизнес-школа стала в последние 5 лет активно расширяться, заметно увеличив количество студентов и получив аккредитацию самых известных международных организаций.

На сегодняшний день преподавательский состав CIIM включает 50 профессоров из 24 ведущих бизнес-школ из 10 различных стран мира. В их числе следующие школы:

Harvard (US)

London Business School (UK)

INSEAD (France)

MIT( US)

London School of Economics(UK)

HEC (France)

Columbia (US)

Warwick (UK)

ESSEC (France)

Wharton (US)

Oxford (UK)

Bocconi (Italy)

Kellogg (US)

Cambridge (UK)

Maastricht (Netherlands)

Duke (US)

Cranfield (UK)

UCD (Ireland)

NYU-Stern (US)

Manchester (UK)

ANU (Australia)

Queen's (Canada)

Edinburgh (UK)

Athens Univ. (Greece)

Без преувеличения можно сказать, что программа МВА в CIIM сочетает в себе лучшие черты американского и европейского бизнес-образования. Сама школа характеризует ее как EuroAmerican MBA”. В нее входят 14 обязательных курсов плюс 8 курсов по выбору студента (по семи различным специализациям). В завершении программы необходимо выполнить индивидуальный проект (final thesis). Благодаря модульному принципу нет никаких ограничений по срокам начала МВА. Вы можете присоединиться к программе в любое время года. Для каждого студента составляется индивидуальный план последовательности его модулей (в зависимости от месяца его поступления на программу). Общая продолжительность программы – 1 год.

Полная стоимость обучения в CIIM составляет 8500 кипрских фунтов, или 14400 евро (примерно 17500 амер долл – в зависимости от валютного курса). В CIIM существует обширная система стипендий, рассчитанная как на местных, так и на международных студентов. Помимо ряда особых грантов, выдаваемых крупными местными частными компаниями и банками, есть также система стипендийв зависимости от полученных баллов GMAT (хотя формально CIIM не требует прохождение этого теста):

GMAT score ? 760: 100% tuition scholarship
GMAT score ? 730: 50% tuition scholarship
GMAT score ? 700: 25% tuition scholarship

CIIM активнейшим образом помогает своим студентам в поиске работы. Выпускники школы (а их число на настоящий момент превосходит 1 тыс.) работают в таких компаниях как KPMG, PWC, AC Nielsen, CYTA and Areeba telecoms, Logicom, Circle Energy, EAC, BAT, EKO Petroleum, Moody’s, Procter & Gamble, Deloitte & Touche, Ernst & Young, Synovate, HSBC, Sociйtй Gйnйrale, Eurobank, Bank of Cyprus, Laiki Bank, Hellenic Bank, Alpha Bank, CDB, RAF и др.

Возраст студентов CIIM варьируется от 25 до 55 лет (в среднем 28-30 лет). Одну треть составляют международные студенты (из более чем 30 стран мира, включая Китай, Индию, Аргентину, США, Великобританию, Германию, Италию, Россию, Украину, Румынию, Болгарию, Египет, Сирию, Палестину, Кению, Малави, Нигерию, Вьетнам, Венгрию, Польшу, Словакию, Грецию, Ливан, Молдову, Чешскую Республику, Узбекистан, Казахстан и Армению). Могу добавить, что студентам из России всегда рады, так как знают, что у них хорошая математическая подготовка (что важно для МБА) и в целом широкий кругозор, а также высокая работоспособность. На Кипре к русским относятся очень хорошо. Будучи и в целом народом гостеприимным, киприоты питают особое уважение к русским ( в силу давних исторических связей, а также в результате того, что несколько лет назад во время обсуждения в ООН плана Анана по воссоединению северного и южного Кипра Россия была единственной страной, поддержавшей позицию Кипра, которому этот международный план не понравился, в то время как все остальные страны настаивали на его принятии).


Подробную информацию о CIIM на английском языке Вы можете найти по адресу: www.ciim.ac.cy.

Пишите мне по адресу:


Copyright © 2009-2010 О.А.Кандинская
Сайт создан в системе uCoz